Северо-Каспийская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.
Учет объемов забора (изъятия) воды из водных объектов и сброс сточных вод должен вестись в соответствии с установленными правилами
В соответствии с п.5 ч.2 ст.39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 №903.
Согласно данному нормативному акту учет должен вестись в специальных журналах по установленным формам, кроме того, в организации должны быть назначены ответственные должностные лица за проведение указанных мероприятий.
Контроль за объемом и качеством изъятых и сбрасываемых вод позволяет минимизировать возможность причинения вреда окружающей среде.
О запрете купания в неустановленных местах
В летний период риск возникновения происшествий и чрезвычайных ситуаций на водных объектах значительно увеличивается. Основной причиной гибели людей является несоблюдение правил безопасного поведения во время купания в водных объектах, а также купание в непредназначенных для этих целей местах.
Помните, что на водоемах ЗАПРЕЩЕНО:
- купаться в необследованных водоемах, в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с надписями о запрете купания;
- купаться в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- прыгать в воду с сооружений, не приспособленных для этих целей.
Напоминаем, что купание граждан в водоемах, где оно запрещено, одна из основных причин гибели людей. Отдыхая на водоемах, не оборудованных в соответствии с требованиями безопасности, вы подвергаете свою жизнь серьезной опасности! Помните, что обязательное соблюдение всех правил поведения на воде – залог сохранения здоровья и спасения жизни многих людей!
Не менее актуальной остаётся проблема гибели детей на водоёмах во время купания. Взрослые обязаны не допускать купание детей в неустановленных местах, плавание с использованием не приспособленных для этого средств (предметов). Безопасность детей на водных объектах обеспечивается правильным выбором и оборудованием места купания, систематической разъяснительной работой с детьми о правилах поведения на водных объектах и соблюдении мер предосторожности.
Уважаемые родители! Не оставляйте детей без присмотра, не позволяйте им купаться в необорудованных местах.
В Целинном районе отсутствуют места организованного отдыха людей на водных объектах. Купание на всех имеющихся водоемах, расположенных на территории района, ЗАПРЕЩЕНО.
Статьей 19 Закона Республики Калмыкия от 19.11.2012 №384-IV-З «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» предусмотрена административная ответственность за купание в водных объектах в местах, запрещенных в установленном порядке.
За ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями своих обязанностей, выразившееся в оставлении детей без присмотра на берегу водоема либо в купании детей в водных объектах в запрещенных местах, законом предусмотрена административная и уголовная ответственность. В зависимости от обстоятельств происшествия, наступивших последствий, вины родителей и иных законных представителей, они могут быть привлечены к ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), ст. 125 УК РФ (оставление в опасности).
Прокуратура
Городовиковского района Республики Калмыкия
О компенсации причиненного преступлением ущерба
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. В статье 52 Конституции Российской Федерации закреплено, что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.Данное положение реализуются, в частности, посредством применения предусмотренного уголовно-процессуальным законом порядка рассмотрения судом гражданского иска по уголовному делу.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации как физическое, так и юридическое лицо вправе предъявить по уголовному делу гражданский иск, содержащий требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен непосредственно преступлением, а физическое лицо – также и о компенсации причиненного ему преступлением морального вреда.
Предъявление гражданского иска в порядке статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации возможно с момента возбуждения уголовного дела до окончания судебного следствия в суде. Решение о признании гражданским истцом оформляется постановлением следователя или судебным решением.
В случае причинения вреда государству, государственным или муниципальным унитарным предприятиям, несовершеннолетним, лицам, признанными недееспособными либо ограниченно дееспособными, а также которые по иным причинам не могут сами отстаивать свои права и интересы возможность защиты их интересов посредством гражданского иска предоставлена прокурору.
Гражданский истец имеет право: представлять доказательства; давать объяснения по предъявленному иску; заявлять ходатайства и отводы; давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; иметь представителя и др.
Бремя доказывания размера причиненного преступлением имущественного вреда, лежит на следователе, проводившем расследование и государственном обвинителе, за исключением вреда, выходящего за рамки предъявленного подсудимому обвинения (расходы потерпевшего на лечение в связи с повреждением здоровья, расходы на погребение, когда последствием преступления являлась смерть человека, расходы на ремонт поврежденного имущества при проникновении в жилище).
Отказ от гражданского иска может быть заявлен гражданским истцом в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему.
Прокуратура Городовиковского района
О сроках обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора
Статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работника на разрешение индивидуальных и коллективных споров. Работник имеет право защищать свои трудовые права, свободы и законные интересы, используя при этом все не запрещенные законом способы и процедуры.
Сроки для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора имеют свои особенности. В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение 1 месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение 1 года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в указанный срок по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке.
В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, а именно, болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
К уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 ТК РФ срок.
Также об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры, в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Невозможность для граждан в условиях принимаемых ограничительных мер обратиться в суд с иском (режим самоизоляции, ограничение свободного перемещения граждан, невозможность обращения в силу возраста, состояния здоровья или иных обстоятельств через интернет-приемную суда или через организацию почтовой связи) может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока исковой давности и основания для его восстановления.
Прокуратура Городовиковского района
Ответственность лиц за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет
В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению в полном объеме на общих основаниях самим несовершеннолетним.
В силу ч. 2 ст. 1074 Гражданского кодекса РФ в случае, если у несовершеннолетнего отсутствует доход или имущество, достаточное для возмещения вреда, обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда, в частности, на родителей, иных законных представителей несовершеннолетнего, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Родители, проживающие отдельно от детей, также несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними детьми. Однако родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине другого родителя он был лишен возможности воспитывать ребенка, либо в силу объективных причин не мог его воспитывать.
В соответствии со ст. 1075 ГК РФ родители, лишенные родительских прав, также могут быть привлечены к обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетними детьми, в течение 3 лет после лишения их родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления ими родительских обязанностей.
Обязанность родителей (усыновителей) или попечителя по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении лицом, причинившим вред, совершеннолетия или когда лицо, причинившее вред, до достижения совершеннолетия приобрело дееспособность.
Прокуратура Городовиковского района
Трудовые права работников предпенсионного возраста
Трудовое законодательство не выделяет в отдельную категорию работников предпенсионного возраста – то есть лиц, которым до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, осталось не более пяти лет.
Трудовой кодекс Российской Федерации содержит запрет на дискриминацию в сфере трудовых правоотношений в силу возраста, необоснованного отказа по указанному обстоятельству в заключении трудового договора. Данные запреты распространяются, в том числе на работников предпенсионного возраста, поэтому положения ТК РФ распространяются на них в полном объеме наравне с иными работниками.
Увольнение работников данной категории, производится с соблюдением общих правил, регулирующих порядок увольнения по основаниям, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами. Особенностей расторжения трудового договора с лицами предпенсионного возраста ТК РФ не содержит, кроме возможности увольнения по собственному желанию в связи с выходом на пенсию в срок, указанный в заявлении работника.
В случае незаконного увольнения работника предпенсионного возраста в отношении виновных лиц предусмотрена, в том числе уголовная ответственность. Уголовная ответственность по ст. 144.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, наступает в случаях, когда работодатель руководствовался дискриминационным мотивом.
Согласно ст. 3 ТК РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Исковое заявление о восстановлении трудовых прав можно подать как в районный суд по месту нахождения работодателя, так и по месту жительства гражданина-истца.
Прокуратура Городовиковского района
Употребление спиртных напитков за рулем наказуемо
В соответствии со статьей 264.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость. Основанием для возникновения уголовной ответственности является управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, которое ранее было наказано в административном порядке, а также не выполнило законное требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ.
К уголовной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее 16-летнего возраста. Им признается не только водитель, но и лицо, у которого изъято водительское удостоверение за ранее допущенное нарушение Правил дорожного движения, а также лицо, не имевшее либо лишенное права управления транспортным средством или обучающееся вождению. Преступление считается оконченным с момента начала движения транспортного средства управляемого лицом, находящимся в состоянии опьянения.
Законом определено максимальное наказание по данной статье в виде:
• штрафа в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
• исправительных работ на срок до 2 лет;
• ограничения свободы на срок до 3 лет;
• принудительных работ на срок до 3 лет;
• лишения свободы на срок до 3 лет.
Наказание виновному назначается с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.
Прокуратура Городовиковского района
Ответственность за незаконное использование беспилотных воздушных судов (дронов)

В последнее время отмечается значительное увеличение количества случаев нарушения владельцами беспилотных воздушных судов (так называемых беспилотников или дронов) порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.
Наибольшую угрозу для безопасности полетов представляют случаи несанкционированного запуска беспилотников в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок).
В целях упорядочения таких полетов, ведения базы данных воздушных судов постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658 утверждены правила учета беспилотников с максимальной взлетной массой от 150 гр до 30 кг.
Для постановки беспилотного воздушного судна на учет его владелец обязан представить в Росавиацию по почте либо через Единый портал государственных услуг заявление с приложением фотографии этого летательного аппарата.
За управление воздушным судном, не поставленным на государственный учет, либо не имеющим учетного опознавательного знака, предусмотрена административная ответственность по ст. 11.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей.
При необходимости эксплуатировать летательный аппарат в соответствии с Правилами использования воздушного пространства, (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138) владелец обязан:
- за сутки до планируемого полета направить в органы организации воздушного движения план полета в соответствии с утвержденным Минтрансом Табелем (от 24.01.2013 № 13).
- в случае полетов над населенными пунктами получить разрешение соответствующего органа местного самоуправления.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756» в большинстве регионов Российской Федерации приняты решения о запрете запуска беспилотных воздушных судов.
За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрена ответственность по ст. 11.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 20 до 50 тысяч рублей для граждан и от 250 до 350 тысяч рублей -для юридических лиц.
В случаях, когда запуск дрона осуществлен без разрешения (либо допущено иное нарушение правил использования воздушного пространства) и повлек по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы, а если пострадали два и более лица — до семи лет лишения свободы (статья 271.1 УК РФ).
Важно! До запуска дрона, информацию о запрете его использования необходимо уточнять в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации или на их официальных сайтах.
При обнаружении летящего беспилотника необходимо позвонить по телефону 112.
Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными, воздушными судами (БВС)
Для выполнения полетов БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет.
При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину – владельцу БВС) необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.
Администрацией города Элисты принято постановление от 13.11.2023 № 2086 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой не менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов в границах города Элисты Республики Калмыкия, посадки (взлета) на площадки, расположенные в границах города Элисты, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации».
Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов.
За нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена соответствующая ответственность.
Ответственность за падение детей из окон.
В летний период участились случаи гибели и травмирования детей при падении из окон жилых домов.
Основными причинами гибели и травмирования детей являются: недостаток контроля взрослыми за поведением детей; рассеянность домочадцев, забывающих закрывать окна на период их отсутствия; наличие на окнах москитных сеток, создающих мнимую иллюзию закрытого окна; неправильная расстановка мебели в квартире, дающая возможность детям самостоятельно забираться на подоконники. Указанные ошибки могут привести к серьезной трагедии, а также гибели малолетних.
Кроме того, по действующему законодательству родители несут уголовную и административную ответственность за сохранение жизни и здоровья своих несовершеннолетних детей.
В случае падения детей из окон родителя подлежат привлечению по ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», а также по ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности», по ст. 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда по неосторожности», по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности», в зависимости от наступивших последствий.
Северо-Каспийская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет. Об изменениях законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления
Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Закон направлен на использование максимального количества вторичных ресурсов в производстве.
Под «вторичными ресурсами» понимаются отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались такие ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передачу другим лицам в целях утилизации.
Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.
Природоохранная прокуратура напоминает, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Штрафные санкции по данной статье для юридических лиц составляют от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, для физических лиц – от 2 000 до 3 000 рублей.
В Калмыкии благодаря вмешательству природоохранной прокуратуры часть акватории Каспийского моря и его береговой полосы будут возвращены в федеральную собственность
Северо-Каспийская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об охране водных объектов.
Установлено, что в собственности Красинского сельского муниципального образования Лаганского района Республики Калмыкия находится земельный участок, в состав которого незаконно вошли части береговой полосы и акватории Каспийского моря.
В целях возвращения в федеральную собственность земель водного фонда
и общего пользования природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением суда требования природоохранного прокурора признаны законными
и обоснованными. Результаты межевания и образования земельного участка площадью почти 800 га признаны недействительными, правоустанавливающие документы – ничтожными. Участок должен быть снят с государственного кадастрового учета.
Однако ответчиком подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Калмыкия.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия решение суда I инстанции оставлено
без изменения, апелляционная жалоба ответчика оставлена без удовлетворения
Исполнение решения суда находится на контроле природоохранной прокуратуры.
В Калмыкии благодаря вмешательству природоохранной прокуратуры восстановлены права рыбаков, незаконно привлеченных к административной ответственности
Северо-Каспийская межрайонная природоохранная прокуратура в целях защиты прав граждан провела проверку законности привлечения лиц
к административной ответственности.
Установлено, что государственными инспекторами отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Республике Калмыкия в ходе осуществления деятельности допускались нарушения материальных и процессуальных норм права, в отношении рыбаков незаконно вынесены постановления о привлечении
к административной ответственности в виде предупреждения и штрафа.
С целью устранения нарушений закона и восстановления прав граждан природоохранным прокурором на 31 постановление контролирующего органа о привлечении к административной ответственности принесены протесты.
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования незаконные постановления – отменены.
В Калмыкии благодаря вмешательству природоохранной прокуратуры предприятием проводятся работы по реконструкции очистных сооружений в городе Элиста
Северо-Каспийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране вод.
Установлено, что МУП «Элиставодоканал», оказывающей коммунальные услуги населению, осуществляется сброс сточных вод в реку Элиста с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
В целях устранения нарушений природоохранным прокурором руководителю предприятия внесено представление.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования организация приступила к работам по реконструкции канализационных очистных сооружений. В рамках индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020-2024 г.г. на данные работы из федерального бюджета выделено более 600 млн. рублей.
Устранение нарушений закона и исполнение указанных работ прокуратурой взято на контроль.
Прокуратура Республики Калмыкия разъясняет ответственность за совершение действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения либо на нанесение вреда здоровью людей в целях подрыва экономической безопасности и (или) обороноспособности Российской Федерации.
Статьей 281 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение диверсии.
В частности, совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения либо на нанесение вреда здоровью людей и (или) компонентам природной среды, если эти действия совершены в целях подрыва экономической безопасности и (или) обороноспособности Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Те же деяния: совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; либо повлекшие причинение значительного имущественного ущерба, либо наступление иных тяжких последствий; либо, сопряженные с посягательством на объекты федерального органа исполнительной власти в области обороны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной власти, привлекаемых для выполнения отдельных задач в области обороны, а также на объекты топливно-энергетического комплекса и организаций оборонно-промышленного комплекса, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
Деяния сопряженные с посягательством на объекты использования атомной энергии, потенциально опасные биологические объекты либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических веществ или патогенных биологических агентов, либо повлекли причинение смерти человеку, - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.
Кроме того, статьей 281.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 281 Уголовного кодекса Российской Федерации, вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финансирование диверсии. Указанные действия наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.
Разъяснение законодательства об административной и уголовной ответственности за несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658 «Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» утверждены Правила учета беспилотников с максимальной взлетной массой от 150 гр. до 30 кг., в целях упорядочения полетов беспилотных воздушных судов (так называемых беспилотников или дронов), ведения базы данных воздушных судов.
Для постановки беспилотного воздушного судна на учет его владелец обязан представить в Росавиацию по почте либо через Единый портал государственных услуг заявление с приложением фотографии этого летательного аппарата.
Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами, установлен Правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
К административной ответственности привлекаются лица, запускающие беспилотные воздушные суда, не поставленные на государственный учет и без разрешения органов единой системы организации воздушного движения на использование воздушного пространства.
В случае отсутствия документа подтверждающего государственный учёт образуется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 11.5 КоАП РФ – нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов, управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак. Признанные виновными по данной статье привлекаются к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишаются правом управления воздушным судном на срок до одного года.
Помимо этого, при запуске беспилотного воздушного судна весом от 0,25 килограмма и выше, в границах населённого пункта, необходимо наличие разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
В случае отсутствия такого разрешения, а также разрешения на использование воздушного пространства от органов единой системы организации воздушного движения, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ – нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Санкция данной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В случаях, когда запуск беспилотного воздушного судна (дрона) осуществлен без разрешения (либо допущено иное нарушение правил использования воздушного пространства) и повлек по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы, а если пострадали два и более лица – до семи лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (статья 271.1 УК РФ).
Ответственность за незаконное использование беспилотных воздушных судов (дронов)
Текст
Поделиться
В последнее время отмечается значительное увеличение количества случаев нарушения владельцами беспилотных воздушных судов (так называемых беспилотников или дронов) порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.
Наибольшую угрозу для безопасности полетов представляют случаи несанкционированного запуска беспилотников в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок).
В целях упорядочения таких полетов, ведения базы данных воздушных судов постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658 утверждены правила учета беспилотников с максимальной взлетной массой от 150 гр до 30 кг.
Для постановки беспилотного воздушного судна на учет его владелец обязан представить в Росавиацию по почте либо через Единый портал государственных услуг заявление с приложением фотографии этого летательного аппарата.
За управление воздушным судном, не поставленным на государственный учет, либо не имеющим учетного опознавательного знака, предусмотрена административная ответственность по ст. 11.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей.
При необходимости эксплуатировать летательный аппарат в соответствии с Правилами использования воздушного пространства, (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138) владелец обязан:
- за сутки до планируемого полета направить в органы организации воздушного движения план полета в соответствии с утвержденным Минтрансом Табелем (от 24.01.2013 № 13).
- в случае полетов над населенными пунктами получить разрешение соответствующего органа местного самоуправления.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756» в большинстве регионов Российской Федерации приняты решения о запрете запуска беспилотных воздушных судов.
За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрена ответственность по ст. 11.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 20 до 50 тысяч рублей для граждан и от 250 до 350 тысяч рублей -для юридических лиц.
В случаях, когда запуск дрона осуществлен без разрешения (либо допущено иное нарушение правил использования воздушного пространства) и повлек по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы, а если пострадали два и более лица — до семи лет лишения свободы (статья 271.1 УК РФ).
Важно! До запуска дрона, информацию о запрете его использования необходимо уточнять в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации или на их официальных сайтах.
При обнаружении летящего беспилотника необходимо позвонить по телефону 112.
Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными, воздушными судами (БВС)
Для выполнения полетов БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет.
При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину – владельцу БВС) необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.
Администрацией города Элисты принято постановление от 13.11.2023 № 2086 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой не менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов в границах города Элисты Республики Калмыкия, посадки (взлета) на площадки, расположенные в границах города Элисты, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации».
Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов.
За нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена соответствующая ответственность.
Северо-
Каспийским межрайонным природоохранным прокурором
в г. Лагань Республики Калмыкия проведен круглый стол «Актуальные вопросы в сфере охраны окружающей среды»
Северо-Каспийским межрайонным природоохранным прокурором Рожковым О.О. в г. Лагань Республики Калмыкия проведен круглый стол на тему: «Актуальные вопросы в сфере охраны окружающей среды».
В мероприятии приняли участие председатели и представители Совета Ветеранов, Совета женщин, Общественной палаты Лаганского района, районной администрации.
В ходе круглого стола природоохранный прокурор рассказал об истории создания Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в том числе Северо-Каспийской межрайонной природоохранной прокуратуры, о деятельности природоохранной прокуратуры, а также о результатах надзорной деятельности
в регионе.
По результатам заседания выработаны меры, направленные на активизацию взаимодействия с общественными советами района.
В Республике Калмыкия по требованию природоохранного прокурора
в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду предприятие оформило экологическую документацию
Северо-Каспийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране вод и сохранении водных биологических ресурсов.
Установлено, что муниципальным унитарным предприятием осуществляется забор (изъятие) воды из реки Волги на временной насосной станции
с установленной рыбозащитной сеткой в отсутствии договора водопользования
и согласования с территориальным органом Федерального агентства
по рыболовству.
С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился
в суд.
Решением Юстинского районного суда Республики Калмыкия требования природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.
В настоящее время решение суда исполнено. Предприятием получены разрешительные документы на осуществление хозяйственной деятельности
по забору воды, что будет способствовать снижению негативного воздействия
на окружающую среду.
В Республики Калмыкия природоохранным прокурором принято участие
в совещании по вопросам организации проведения мероприятий
по позиционированию плавсредств на территории Лаганского района
Северо-Каспийским межрайонным природоохранным прокурором
Рожковым О.О. принято участие в совещании по вопросам организации проведения мероприятий по позиционированию транспортных средств (плавсредств) на территории Лаганского района Республики Калмыкия
Совещание состоялось под председательством главы района Когаева Ю.С.
с участием прокурора Лаганского района, представителей отдела Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области
в г. Лагань, районной администрации, рыбодобывающих организаций района.
В ходе мероприятия обсуждались вопросы изменения действующего законодательства, в соответствии с которым с 1 сентября 2024 года применяется обновленный порядок оснащения судов техническими средствами.
По результатам совещания выработаны меры, направленные на недопущение нарушений требований действующего законодательства в данной сфере,
в том числе в целях обеспечения сохранности водных биологических ресурсов.
Северо-Каспийская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет изменения в законодательстве о рыболовстве
С 1 декабря 2024 года установлен порядок определения видов водных биоресурсов и объемов их добычи (вылова) при отсутствии решений межгосударственных органов, принятие которых предусмотрено на основании положений международных договоров Российской Федерации в отношении видов водных биоресурсов и (или) объемов их добычи (вылова) в исключительной экономической зоне Российской Федерации на конкретный календарных год.
Так, в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации
от 09.10.2024 № 1349, в случае отсутствия в календарном году решений межгосударственных органов на следующий календарный год Федеральное агентство по рыболовству определяет виды водных биологических ресурсов
и объемов их добычи (вылова) в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Настоящее постановление направлено на реализацию Федерального закона
от 29.05.2024 № 101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В Республики Калмыкия природоохранным прокурором принято участие
в мероприятии, организованном на территории ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли»
Северо-Каспийским межрайонным природоохранным прокурором Рожковым О.О. приято участие в круглом столе на тему: «Итог реализации на территории заповедника «Черные земли» Соглашения о взаимодействии между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
и Публичного акционерного общества «ЛУКОЙЛ», которое осуществляется
в рамках федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия
и развитие экологического туризма» национального проекта «Экология».
Мероприятие проведено на территории кордона «Ацан-Худук» государственного заповедника «Черные земли» в Яшульском районе Республики Калмыкия.
В заседании приняли участие председатель Российского экологического общества Исмаилов Р.А., председатель Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Михайлов А.А., представители ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», ВНИИЭ Экология Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, руководители ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли» и других научных и общественных организаций.
В ходе круглого стола обсуждались вопросы проведенных мероприятий в рамках Соглашения, которые способствовали росту численности популяции сайгаков Северо-Заподного Прикаспия и восстановлению ее ареала, а также дополнительные меры, направленные на дальнейшее продолжение проекта
с целью сохранения данного вида животных.

В Республике Калмыкия материалы проверки по факту загрязнения земли нефтепродуктами направлены в следственный орган для решения вопроса
об уголовном преследовании виновных лиц
Северо-Каспийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка земельного законодательства.
Установлено, что рядом со сборными пунктами «Манычское месторождение»
и «Северо-Комсомольское месторождение» на территории Черноземельского района Республики Калмыкия нефтепродуктами загрязнено более 1,6 тысяч кв.м. земли.
Ущерб почвам, как объекту окружающей среды, составил около 29 млн. рублей.
Материалы проверки природоохранной прокуратурой направлены в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц
по ч. 1 ст. 254 УК РФ (порча земли).